Как избежать проблем при внедрении АСУЗ

Виталий Гавриленко, инженер АСУЗ, ГК "СибитSystems"

В практике нашей компании были случаи, когда заказчик или генподрядчик по строительству объекта в погоне за быстротой реализации проекта составлял техническое задание (далее ТЗ) на проектирование системы комплексной автоматизации и диспетчеризации объекта в упрощенном виде, буквально на одном листе бумаги. При этом раздел с требованиями по программированию контроллеров описывался слабо или не описывался вовсе. В лучшем случае, задание на программирование контроллеров фигурировало в разделе пуско-наладочных работ.

Такие ситуации возникают из-за того, что на момент написания ТЗ у заказчика и подрядчика нет точного понимания, какой в конечном итоге по функционалу должна быть система диспетчеризации здания. Договоренность со словами: «вы специалисты, вам виднее», приводит к недопониманию в будущем, в основном, ближе к завершению работ.

Исходя из опыта создания сложных систем диспетчеризации инженерного оборудования зданий, сформулируем некоторые рекомендации по подходу к разработке ТЗ для сложных систем диспетчеризации.

Предположим, что на объекте уже определен весь перечень инженерных систем. Для начала следует определить список основного дорогостоящего и жизненно важного инженерного оборудования, технологические параметры которого необходимо дистанционно контролировать любое время суток на экране компьютера или смартфона. К подобным системам относят: индивидуальный тепловой пункт, пункт водоснабжения, пункт электроснабжения, системы вентиляции и т.п.

После этого уточняется необходимый минимум основных технологических параметров отдельно взятой единицы инженерного оборудования. По этим параметрам обслуживающий персонал дистанционно с автоматизированного рабочего места (АРМа) оператора сможет точно оценить его состояние и работоспособность и, в случае некорректной работы, определить методы восстановления.

Не следует стремиться к абсолютному максимуму в объединении инженерного оборудования системой диспетчеризации. Чем больше информации отображается и фиксируется системой, тем сложнее и дороже она получается. Много второстепенных числовых величин, словесных описаний, ярких рисунков, графиков и таблиц, которые не помогают, а отвлекают оператора и мешают ему в принятии решения управлению системами.

Особенно тщательно следует проработать вопрос о дистанционном управлении инженерными системами. На сегодняшний день, техническая реализация этой функции не является сложной задачей и поэтому появляется соблазн иметь возможность управления всем и вся. В этом, безусловно, имеются очевидные плюсы. При больших площадях технических помещений в здании и большом количестве оборудования обслуживающему персоналу не надо бегать по этажам и коридорам и вручную производить на местном щите управления какие-либо манипуляции с переключателями. За один рабочий день «пробег» специалистов на объектах без автоматизации может легко достигать 20-25 км.

Чем больше функций (технологических параметров) управления разрешается использовать оператору, тем больший уровень ответственности возлагается на него при принятии решения. При усталости, незнании или невнимательности оператора при управлении с помощью компьютерной мышки легко создать аварийную ситуацию, грозящую впоследствии дорогостоящим ремонтом.

Мы рекомендуем использовать минимум функционала управления с АРМа оператора, например, для приточно-вытяжной вентиляционной выделяем следующие установки:
  • включить или выключить вентиляционную установку, например, утром и вечером;
  • изменить задание по температуре приточного воздуха в обслуживаемые помещения;
  • изменить скорость потока воздуха;
  • изменить расписание работы.
При создании системы диспетчеризации предпочтительно применять однотипное универсальное оборудование. Наличие нескольких сред программирования и разнотипных контроллеров неоправданно усложняет систему. При этом, сроки создания системы за счет увеличения времени пуско-наладочных работ существенно увеличиваются, надежность системы в целом снижается.

Эксплуатировать такую систему неудобно, так как необходимо иметь в наличии много специализированной технической документации и несколько сред программного обеспечения. В стремлении сделать сложную многофункциональную систему диспетчеризации из разносортных и по отдельности дешевых компонентов мы натыкаемся на существенную проблему – обслуживать ее сможет только высококвалифицированного персонал.

Наилучший вариант, это применить универсальное специализированное решение с использованием только одного инструментального программного обеспечения, желательно с возможностью сквозного программирования «сверху до низу», от сервера диспетчеризации до контроллеров полевого уровня.

Наряду с необходимостью тщательной разработки ТЗ на проектирование не менее важным становится вопрос сдачи системы в эксплуатацию заказчику. При количестве инженерного оборудования в здании более 100 единиц и количестве климатических параметров более 2000, становится сложной задачей в короткий срок протестировать всю систему на предмет корректности её функционирования. При простом переборе каждого параметра по одному требуется достаточно много времени. Провести такую процедуру на уже действующем объекте единовременно не всегда возможно. Например, систему отопления трудно или почти невозможно протестировать в летний сезон, когда большая часть оборудования выключена. То же самое можно сказать о системах охлаждения, в зимний период времени они практически не используются. Тем более при процедуре тестирования обязательное присутствие специалистов со стороны заказчика. Поэтому процесс сдачи системы в эксплуатацию может затянуться на длительный срок, нужно быть к этому готовыми и проявить терпение, чтобы предотвратить проблемы при дальнейшей эксплуатации.

Задумываться о решении подобных организационных вопросов необходимо до начала проектирования, во время проработки технического задания на создание сложной системы диспетчеризации, от этого напрямую зависит успешный результат всей сложной и кропотливой работы. Ведь слаженная работа инженерных систем важна не только для экономии ресурсов и удобства эксплуатации, а, в первую очередь, для создания максимально комфортных условий пребывания людей в здании.

К списку новостей